Главная Адвокат Цены Дела Статьи Контакты

Расследование уголовного дела об авиакатастрофе или вход в процессуальный штопор(продолжение)

Назад

В праздничный для одесситов день освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков (10.04.1944 г.), 10.04.2013 года, на брифинге в Кабинете министров Украины вице-премьер-министр Александр Вилкул сообщил о завершении своей работы, созданной по поручению Президента, комиссии по расследованию причин катастрофы самолета АН-24, произошедшей 13 февраля 2013 года.

Александр Вилкул отметил, что члены комиссии не обнаружили ошибок в действиях диспетчеров Донецкого аэропорта, неполадок в посадочной системе и неточностей в предоставленных метеорологами сведениях о погодных условиях в аэропорту.

«Заключение комиссии следующее: причина катастрофы - потеря скорости самолёта при заходе на посадку из-за ошибки неподготовленного и недопущенного к полёту в этих метеоусловиях экипажа», - сообщил Александр Вилкул.

По его словам, у членов экипажа был достаточно большой перерыв в лётной практике и по закону они не могли управлять самолётом без инструктора.

«Руководство авиакомпании не проконтролировало готовность экипажа к полёту, а лётное задание было составлено формально. Командир воздушного судна принял решение выполнять полёт без инструкторов, и, взяв на себя ответственность за безопасное выполнение полёта, переоценил свои возможности и довёл ситуацию до катастрофической», - заявил вице-премьер-министр.

Чиновник отметил, что, кроме всего прочего, на борту разбившегося самолёта находились 9 незарегистрированных пассажиров, а это является нарушением Воздушного кодекса Украины и Правил воздушных перевозок.

Он сообщил, что по результатам расследования компания «Южные авиалинии» лишена права на полёты и на данный момент ведётся досудебное расследование по части 3 статьи 276 Уголовного кодекса Украины (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта).

«По результатам расследования к ответственности будут привлечены все виновные лица», - пообещал Александр Вилкул.korrespondent.net

Все даже хуже, чем я предполагала.

В интернете появился очень красочный мультфильм, который якобы воспроизводит неудачную посадку самолета АН-24 в международном аэропорту Донецк, озвученный голосами штурмана и пилота из расшифрованного черного ящика.

Мультфильм вызвал у меня неоднозначные чувства, ведь это детище комиссии по расследованию причин авиакатастрофы, где погибли и были травмированы люди. На этих графических кадрах будет строиться обвинение в суде.

Сбываются предупреждения опытных лётчиков: «Первое, что исчезнет из описания авиакатастрофы - это упоминание о метеовышке».

Да, в мультфильме метеовышка отсутствует.

Но, взамен появилось что-то новое. Например, выпущенные шасси в момент удара о землю, которые по показаниям членов экипажа и пассажиров были уже убраны, что видно на всех фото и видео с места катастрофы.

Интересно, какая посадка самолёта может быть с убранными шасси.

В мультфильме очень спокойные голоса членов экипажа. Последняя скорость самолёта упоминается 220 км/час, через несколько секунд крушение. Когда и как упала скорость самолёта до заявленных 170 км/час и когда были убраны шасси? В переговорах экипажа чего-то не хватает. Или это просто нарезка мультфильма для иллюстрации?

И почему не выложить в сеть весь разговор экипажа, включая переговоры с наземными службами?

Конечно, я не специалист в расследовании авиакатастроф и не имею авиационного образования, но мне очень интересен опыт работы членов комиссии в области авиации, их опыт и практика расследования авиакатастроф, а также какими нормативными документами руководствовались члены комиссии при проведении расследования.

Согласно Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (1944 г., дата присоединения Украины: 10.08.1992 г.):

"Единственной целью расследования авиационного происшествия и инцидента является предотвращение авиационных происшествий и инцидентов в будущем.

Целью этой деятельности не является установление доли чьей – либо вины или ответственности". (п. 3.1 главы 3 Приложения 13. Doc 9946)

Согласно п. 3.5 Doc 9946 Руководства по региональной организации по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, «В соответствии с частью I "Организация и планирование" документа Doc 9756 полномочный орган по расследованию авиационных происшествий (агентство, комиссия, совет или другой орган) должен быть совершенно объективным и абсолютно беспристрастным и восприниматься как таковой.

Он также должен проводить расследования независимым образом, чтобы можно было противостоять политическому или другому вмешательству или давлению».

Хотя мы и не услышали в сообщении по результатам работы комиссии слов: «Командир воздушного судна признан виновным в авиакатастрофе АН-24», но слова «Командир воздушного судна довёл ситуацию до катастрофической» являются прямым обвиненим командира в произошедшей катастрофе. Все, кто слышал, видел или читал сообщения по этому поводу поняли: Летчик виновен.

Моя соседка спрашивает меня: «Вы слышали, летчик виноват в авиакатастрофе, он и летать не умел и налета не имел» Эту же тему обсуждают консъержки в подъезде и продавщицы на Привозе. Обсуждают милиционеры и прокуроры, судьи и адвокаты. Обсуждают депутаты и члены правительства.

Без суда и следствия уже все знают, что виноват пилот Мелашенко С.Н.

О соблюдении основного принципа судопроизводства презумпции невиновности (ст. 62 Конституции Украины и ст. 17 Нового УПК Украины) никто не вспоминает.

Следователю при таком «общественном мнении» остается только составить обвинительный акт, а судье подписать обвинительный приговор, уже можно и не разбираться. А защитник где?

Защитник пока собирает доказательства, но еще не допущен к участию в деле по причине того, что пилоту не вручено письменное сообщение о подозрении.

Я уже писала, что конфликт между стороной защиты и стороной обвинения был заложен изначально, в момент внесения сведений о катастрофе в Единый реестр досудебных расследований. В тот момент, когда стороне обвинения были предоставлены все права и документация, а сторона защиты была лишена возможности воспользоваться этими же правами, предусмотренными уголовно - процессуальным кодексом Украины.

Мне, как адвокату, нечего противопоставить обезличенной административной судебной машине кроме своего честного труда и желания защитить человека от нарушения его конституционных прав. Вспоминается басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Но не все так просто.

Разбираясь в этом уголовном деле, встречаясь с большим количеством людей: участниками событий, специалистами - авиаторами, экспертами, корреспондентами, простыми неравнодушными людьми я увидела благородство и понимание неоднозначности обвинения.

В обществе проснулся интерес к объективности расследования этого уголовного дела.

Сергей Мелашенко – это лакмусовая бумага демократичности нашего правосудия и Нового уголовно процессуального кодекса. Это ещё одна возможность высветить несовершенство нашей судебной системы, создав предпосылки изменения к лучшему.

Продолжение следует

P.S. Поздравляю всех летчиков с Днем Авиации и Космонавтики!


Назад

К началу

страницы

12.04.2013 г.